АСТРАХАНЬ. Завод «Красные баррикады» - жертва заговора?

АСТРАХАНЬ. Завод «Красные баррикады» - жертва заговора?
Фотография взята из открытого источника сети интернет

Как-то условились считать, что завод «Красные Баррикады» основан в 1898 году. Выходит, что нынче ему исполнилось ни много ни мало 120 лет. Серьёзный возраст. Получается, что наш завод является в регионе старейшим из числа судостроительных предприятий.  Да, впрочем, и не судостроительных тоже.

Некоторые, я в том числе, не согласны, что заводу именно столько лет, говорят: больше! И это тоже правильно. Некое предприятие под названием «Дружина» имело в «приверхе волгского устья Бертюль» (так раньше писали) зимнюю стоянку нефтеналивного тоннажа (флота), нефтяную яму и какое-никакое ремонтное оборудование для обслуживания ставших на зиму собственных, и не только собственных, судов. Чужие суда здесь тоже оставались на зиму. Так и говорили: дошли до Могильного и встали на зимовку. Почему не пошли дальше в этом случае - так замешкались, а тут зимний ледоход помешал идти в сторону Астрахани. Могильный - это бэровский бугор, на котором располагались и мастерские, и нефтяная яма - собственно не столько нефтяная, сколько мазутная, и стоянка флота. Другой бугор - напротив - именовался «Бабай» - там разместилось село Бертюль. Члены судовых команд зимовали в селе, увеличивая на время холодов численность населения.

Стоит сказать, что предприятий, связанных с перевозкой бакинской нефти, в Астрахани существовало видимо-невидимо. Это неудивительно, т.к. процентов 80 апшеронской нефти переваливалось через порт Астрахань. Кто-то имел собственный флот, кто-то мастерские для починки этого флота. Но все просто обязаны были иметь нефтяные ямы (так было заведено) для зимней передержки топлива. Весной, когда распалялась Волга, можно было эту нефть либо продать-«запродать» (по терминологии того времени), либо перевезти своим или зафрахтованным флотом куда повыше, в промышленные центры Российской империи. Говоря «нефть», надо всё-таки иметь ввиду не столько нефть саму по себе, «натурал», сколько мазут, частично другие продукты - керосин, например. Правда, тогда он именовался «фотоген» - «светород» в переводе на русский с греческого.

 Когда владелец «Дружины» В.И. Рагозин в 1897 году разорился, то предприятие его перешло уже на следующий год другим владельцам, бакинским купцам Буниятовым, которые имели свои интересы в Астрахани, обосновавшись в губернском центре с 1894 года.

 Нигде не сказано, что в 1897 году это небольшое предприятие в период смены хозяев было закрыто, оно, очевидно, продолжало работать, несмотря на заминку при передаче от одного собственника к другому. Это сейчас, в веке двадцать первом, завод «Красные Баррикады» безо всякого прекратил всякую деятельность. А ведь ни войны, ни смены государственной власти ни в нынешнем году, ни в прошлом не случилось. Царь Николай Второй поостерёгся бы оставлять без средств к существованию жители населённого пункта Бертюль, хоть и небольшого, но по-пролетарски сплоченного. Зато правящая в настоящий момент «Единая Россия», как видим, ничего этого не боится.

Потом вместо Буниятовых на нашей территории и акватории объявился другой хозяин - международный авантюрист выкрест Я.В. Вишау. После Вишау появилось акционерное общество «БАКАСТ», пока в 1923 году предприятие в «приверхе волгского устья Бертюль» не стало именоваться «имени Красных Баррикад». Инициатором переименования стал мастер М.И. Николаев, работавший тут ещё «при хозяевах». Со временем название укоротилось и стало просто «мастерские «Красные Баррикады». К слову сказать, тогда прошла волна переименований: Норен стал им. Карла Маркса, Нобель - им. Ленина, «Русь» - им. Урицкого, «Волга» - им. Троцкого, Митрофанова - им. Артёма-Сергеева и т.д.

Началась гражданская война - предприятие всё равно работало, хоть на какую-то часть своих возможностей, но всё равно. Оборудование не расхищалось, не разворовывалось, как в нынешнем, 2018-м. Потом красный командир Ефремов погиб в Отечественную под Москвой, не желая бросать свою армию, попавшую в окружение, - на бронепоезде совершил рейд на Баку, сделав этот город советским, и с апшеронских нефтепромыслов снова пошли в Астрахань многие тонны «чёрного золота». Ожили многочисленные мелкие предприятия, занявшиеся тем же самым, что и до гражданской войны. Началась их реорганизация: создание Нефтесиндиката, Райкомвода и т.п.

Первый (!) раз в своей истории «Красные Баррикады» остановили деятельность в годы Великой Отечественной войны - с сентября 1942 по апрель 1943 гг.  А с того «военного» апреля началась работа вновь. Тогда предприятие не работало около 7 месяцев, не работало, да, но ведь тогда была война! Великая Отечественная! Вторая мировая! Знаете, кого поставили приглядывать за остановившимся предприятием? Известная уже фамилия - мастер Николаев. Сейчас войны нет, а «Красные Баррикады» находятся в разобранном состоянии уже дольше, чем те пресловутые военные 7 месяцев! Что, ныне текущая, как сейчас говорят, «холодная война» виновата? Но как определить, идёт ли она?  Говорят, идёт… Какой «мастер Николаев» сейчас приглядывает за заводом, если настоящий мастер Николаев умер в 60-е?

Даже в «лихие 90-е» предприятие не закрылось на замок, как множество других, в том числе и родственных, а действовало, причём, весьма успешно. Что было сделано хорошего заводом в те годы, тема отдельного разговора. Не зря это хорошее было поставлено в заслугу генеральному директору А.С. Ильичёву, и не случайно он был   на столетие предприятия (октябрь 1998-го) награждён орденом Дружбы. В настоящее время этот факт награждения уже не ставят в заслугу? Теперь генеральный пребывает не в собственном кабинете, а в СИЗО. Явление нахождения директора в СИЗО - это парадокс или артефакт? Тем не менее, стихи вам, пожалуйста:

Каждый тащит, сколько может,

Для себя старается.

Один Шурка Ильичёв

За всех отдувается.

Народ, народ пишет, а мы только аранжируем. Я стихи эти в трамвае услышал. Один, находящийся в неадеквате, распевал. Я про авторство не спрашивал. Он же не в адеквате.

Кончились 90-е, успехи предприятия были некоторыми деятелями «оценены» весьма своеобразно. Появились схемы, как завладеть успешным предприятием через скупку акций, обещая за их продажу неоправданно высокие цены. На самого генерального во время его нахождения в Москве было совершено нападение.

 Была даже предпринята попытка рейдерского силового захвата завода. Охрана нападение отбила, по этому поводу было много глухих разговоров в посёлке, однако в областную прессу это вопиющее событие никак не попало! Кто пытался прорваться на предприятие в праздничный день 12 июня? Что событие в прессу не попало, неудивительно - местная «медиа» всегда отличалась отчётливой прикормленностью, а острые темы никогда не были её «коньком». И неизвестно, стал ли данный факт -попытка рейдерского захвата - поводом для расследования правоохранительными органами.

Тем не менее, предприятие предсказуемо залихорадило. Задержки с выплатой заработанного уже становились системой. Народ на это отреагировал:

Чтобы в кассе деньги были,

Деньги на зарплату,

Надо, чтоб народ ходил

На завод… за плату.

Как в подземке турникет,

И увидишь сцену:

Бросил в щелочку пятак

И идёшь на смену.

В чём дело, почему всё-таки завод стал работать как бы «рывками»? Во многом наш главный «кормилец» - ОАО «ЛУКОЙЛ», третий в России добытчик углеводородного сырья, стал «тормозить» с передачей «Красным Баррикадам» заказов на продукцию судостроения. До того «ЛУКОЙЛ» был самым главным заказчиком для завода. Но если нет заказов - тогда что и говорить о безбедном существовании нашего предприятия?

 Вообще-то, этот самый «ЛУКОЙЛ» у всей России на слуху. Некая телевизионная завсегдательница Мара, злостная нарушительница правил уличного движения, родня одного из «лукойловских» руководителей; певица Алсу, образец семейного покоя и уюта, дочка вице-президента. А что сам президент? Вагит Алекперов? О-о, тут отдельная история. Про него известнейший еженедельник «Аргументы и Факты» в своём 44-м номере писал, что на его яхте лестницы… хрустальные! Одна-а-а-ко! Я тут подумал и не мог додуматься, из какого же материала сделаны швабры, которыми эти лестницы протирают. Их же протирают? Так из чего швабры, из аксамита-бархата, шелка-маркизета, мадеполам-шифона?

Какое отношение вышеизложенные «лукойловские» факты имеют к нашему контексту, прямо вот так сказать не могу, но для общего развития пригодятся. Потому что в то время, когда краснобаррикадненцы - «заказополучатели» влачат существование, близкое к жалкому, их «заказодатели» вполне себе процветают. Почему так? И как актуально может сейчас прозвучать сентенция одного литературного персонажа: «Взять всё и поделить!». Однако номером спустя автор того же еженедельника доктор наук Н-я меня осадила, сказав, что даже если всё поделить, то больше, чем по тысяче рублей, каждый из нас всё равно не получит, т.к. олигархи у нас бедные. И впору их пожалеть.

Вообще-то для того же «ЛУКОЙЛа» было сделано много чего: отправлена в Каспий плавучая буровая установка «Астра» ещё в 1999 году, а потом от этой фирмы заказы пошли один за другим. Для обустройства находящихся на Каспии месторождений углеводородов им. Филановского и Корчагина тоже сделано немало. Ещё исполнялись заказы для фирм, где «ЛУКОЙЛ» один из учредителей. Почему же сейчас словно раздружились?